Статьи

Портал Автопутешественников

По пути воздушного потока

Компания Airstream сегодня ведущий производитель караванов и кемперов в США. Они американские на все сто – огромные и блестящие. И, по данным производителя, сегодня путешествуют на «Воздушном потоке», как переводится название фирмы, более 100 тысяч владельцев по всему миру! При этом более 60% всех выпущенных Airstream все еще на ходу, что свидетельствует об их высоком качестве. И так было с самого первого кемпера, собранного в 1929 году.


Airstream: путь воздушного потока

Основатель компании Airstream Уолли Байем знал толк в путешествиях, ведь самостоятельно пускаться в далекий путь он научился еще в подростковом возрасте. К этому его подтолкнул семейный бизнес в виде отары овец, которую дед Уолли поручил юному внуку и отправил того с овцами на несколько месяцев в далекие горные пастбища. Чтобы пастух не был совсем уж беззащитен перед капризами природы, его снабдили неким прототипом каравана – прикрытой непромокаемой тканью двухколесной повозкой с дровяной печкой, примусом и топчаном. Тащил на себе эту невообразимую роскошь маленький ослик. Впоследствии уже взрослый Уолли говорил, что именно в то время он и задумался о том, как можно сделать путешествие более комфортным.

Airstream: началось все со $100
Делать прицепы Уолли Байем (на фото внизу в светлом костюме) начал случайно. Но быстро вошел во вкус - эти три
столь разных модели караванов он разработал на новой фабрике с 1932 по 1935 годы!

Airstream: фабрика вместо журнала

Но прежде чем заняться производством жилых прицепов, Байем успел попробовать себя во многих сферах. Он был и юнгой на торговом корабле, и студентом в Стэндфордском университете, где несколько лет постигал азы адвокатского дела, чтобы потом спрятать диплом в самый дальний ящик стола и никогда больше о нем не вспоминать. А прибыльной адвокатской практике Уолли предпочел работу копирайтера в Los Angeles Times, откуда через несколько лет ушел, чтобы основать собственную рекламную компанию и стать редактором личного журнала.

Airstream: эксперименты с формой
Хотя основной стиль жилых прицепов Airstream был заложен в первые же годы,
компания всегда пыталась экспериментировать с формой и содержанием своих трейлеров

Airstream: эксперименты с содержанием

Вот тут-то, перебирая материалы для публикации в своем «How-To-Do-It» («Как-сделать-это») он и наткнулся на статью с инструкцией для создания самодельного трейлера. Статью он напечатал, но инструкция оказалась слабенькая – в редакцию журнала посыпались письма возмущенных читателей, которым не удалось, следуя советам, собрать собственный дом на колесах. Задетый за живое Уолли сам принялся за сборку, но и ему это не удалось. Вот тогда, вконец раздосадованный, он и решил придумать собственный прицеп. С этого началась история компании Airstream.

Airstream: от мала и...
Современные модели трейлеров Airstream при максимально современной начинке
внешне напоминают своих предков - от мала до велика, все в ретростиле!

Airstream: ...до велика!

Как построить прицеп за $100?

Создать довольно сносный караван Уолли удалось достаточно быстро – в 1929 году он приобрел шасси Ford T и возвел над ним квадратный шатер, внутри которого поместилась кровать, несколько полок, фонарь и кое-какое туристическое снаряжение. Несмотря на то, что первое творение Уолли красотой не блистало, во всех путешествиях находилось немало желающих его приобрести. Впрочем, Байем на это категорически не соглашался – зато придумал другой способ заработать на своем караване. В журнале он напечатал новую статью уже собственного сочинения «Как сделать прицеп за $100», а тем, кого статья заинтересовала, высылал подробный чертеж по почте – за $1. Вот на этом ему и удалось заработать стартовый капитал – за короткое время интерес читателей принес Уолли $15.000!

Airstream: и кемперы тоже
А вот в кемперах Airstream себя долго искала - от огромных, опять же обтекаемых
моторхоумов 1980-х до относительно компактных кастенвагенов на базе Mercedes-Benz 2000-х...

Airstream: меньше размером

Уже в 1930 году Байем, которому только-только исполнилось 34 года (его день рождения, кстати, приходился на 4 июля, День независимости США), оставил журнал и занялся исключительно созданием прицепов, которые собирал во дворе собственного дома для друзей и знакомых до тех пор, пока соседи не начали жаловаться на шум. Тогда ему пришлось арендовать производственное помещение, и в 1932 году его караваны пошли в серийное производство.

Airstream: как было
Кроме схожего стиля интерьеры старых и новых караванов и кемперов Airstream
объединяет высочайшее качество и богатое оснащение - так было во все времена

Airstream: как стало

Поскольку дома на колесах стали в то время в США национальной идеей, и буквально за несколько лет было зарегистрировано около 400 (!) компаний по их производству, Уолли приходилось все время искать возможности выделить свою продукцию из общей толпы. Так, в его трейлерах уже в то время появились водяные насосы и биотуалеты, водоснабжение и электричество и даже простейшая система вентиляции на сухом льду. А вместо привычных для того времени фанерных стенок он в 1936 году начал делать корпус из алюминиевых листов. Благодаря этому прицепы были максимально легки, а каплевидная форма делала их настолько аэродинамичными, что название фирмы само просилось на язык: именно тогда Байем придумал имя Airstream, «Воздушный поток». Старания окупались сторицей – в те годы прицепы Уолли пользовались бешеной популярностью.

Airstream: на двух и трех колесах
Мода невообразима: рекламные заезды с велосипедом, трициклы в стиле Airstream, концепткар
Ford Airstream 2007 года. А вот самолет, конечно, лишь творение креативного фотошопа...

Airstream: на четырех колесах и на крыльях

До 1942 года дела на предприятии шли хорошо. Уолли носился по свету, выискивая новые интересные детали для своих прицепов, покупая уже готовый товар, идеи или просто переманивая талантливых конструкторов на свое предприятие. «Давайте улучшать, а не просто вносить изменения!» – таков был его девиз. Когда компания уже стала ведущим производителем прицепов в США, Байем любил говорить своим подчиненным, что прицеп должен быть таким, чтобы его бабушка могла на нем поехать в пустыню Гоби и жить там в столичной роскоши безо всяких заправок, зарядок и прочих проблем.

Airstream: приятные мелочи
Ладно масштабные модельки Airstream - но чайники, боксы для ланча и даже кормушки
для птиц в стиле этих прицепов! Такому культу вокруг марки можно только позавидовать...

Airstream: неожиданные мелочи

Хоть на Луну, хоть на Марс

Но в 1942 году правительство США решило, что в военное время негоже тратить на прицепы драгоценный алюминий, из которого можно делать самолеты, и запретило производство. После войны запрет сняли, но чтобы возобновить работу, Уолли требовалась крупная сумма, которой он на тот момент не располагал. В результате Байем согласился на сотрудничество с венчурным фондом, от навязчивой опеки которого ему с большим трудом удалось избавиться лишь к 1948 году: создателю Airstream пришлось отвоевывать у инвесторов не только производственные площади, но даже имя своей компании!

Airstream: Уолли и Стелла...
Уолли Байем не просто основал клуб путешественников имени себя, но и вместе
со своей женой Стеллой объехал весь свет, о чем свидетельствовали надписи на его прицепе

Airstream: заразили путешествиями

А дальше благодаря умелому руководству и стремлению к новаторству компания только набирала обороты. Все это дало возможность уже в 1952 году открыть новый завод в штате Огайо, куда вскоре перебралась из Орегона вся компания. Сам Уолли, которому в то время уже было 56 лет, стал понемногу отдаляться от непосредственного руководства фирмой. Вместе с членами созданного в 1955 году Wally Byam Caravan Club он на автомобилях с алюминиевыми «Эйрстримами» исколесил весь мир, включая Африку и Восточную Европу. При этом будучи пылким испытателем собственных прицепов, Уолли до самой своей смерти в 1962 году оставался и самым ярым их критиком. Например, менеджеров компании нисколько не удивляли звонки среди ночи, когда Байем, находящийся в то время на другом конце света в очередном новом караване, подробно излагал подчиненным, что, как и где нужно исправить.

Airstream: для дела и...
Кто-то использовал эти прицепы для промоакций, кто-то для медицинской помощи на
горнолыжном курорте, кто-то открывал в них бар, а кто-то - просто закапывал в землю...

Airstream: ...и для потехи

Несмотря на то, что многие компании не переживали смерть своих основателей, Airstream в 1960-х продолжала процветать, а уже в 1974 году компания выпустила и первый кемпер Сlassic, и дела пошли в гору еще стремительнее. Что там говорить, если на данный момент  продукции Airstream отдают предпочтение не только простые путешественники, но и ВВС США и НАСА, официальным поставщиком которых является эта компания! Американские военные транспортные самолеты специально оборудованы так, чтобы перевозить эти трейлеры, а в одном из них по возвращении на Землю проходил карантин экипаж Аполлона-II. Пожалуй, никто особо не удивится, если однажды именно Airstream станет первым домом на колесах где-нибудь на Луне или на Марсе…

Airstream: культ и легенда

Использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на www.autocamper.com.ua

10 апреля 2011, 01:23

Чудовий дизайн.

27 апреля 2011, 15:00

пойду откопаю один для себя))

04 мая 2011, 00:02

Африканец, если тебе там попадется чайничег а-ля Airstream ты не выбрасывай его. С удовольствием возьму его к себе на хранение)))

Подписаться на анонсы новостей и статей

Email:
Как:
Гость